Немного о Мимасака бантя

Мимасака бантя (美作番茶) – ещё один самобытный региональный бантя из небольшого города Мимасака в префектуре Окаяма (запад острова Хонсю). Другие названия – Сакусю̄ бантя (作州番茶) и Мусаси бантя (武蔵番茶). Последнее дано в честь великого мастера меча Миямото Мусаси – он родился в этих краях, и часто говорят, что этот чай был его любимым. Теоретически это не исключено: предполагается, что технология производства Мимасака бантя сформировалась в начале периода Эдо – то есть как раз в годы жизни знаменитого ронина.

Сезон сбора – лето, обычно июль. Длинные побеги со зрелыми листьями около часа пропаривают и проваривают в большой металлической кастрюле, затем раскладывают тонким слоем на брезенте и в течение трёх-четырёх дней сушат на солнце, дважды или трижды смачивая жидкостью, оставшейся после проваривания. После того, как чай полностью высох, его прогревают во вращающемся барабане. Некоторые полагают, что этот заключительный этап – современное дополнение, дань популярности ходзитя и кёбантя, и что первоначально Мимасака бантя не был жареным чаем, но так ли это – трудно сказать. Прогрев может быть более или менее глубоким, и готовый Мимасака бантя может иметь цвет от коричневато-зелёного до тёмно-коричневого, а цвет настоя – от янтарного до красно-коричневого.

Аромат Мимасака бантя тёплый, сладкий, иногда немного дымный, вкус, как правило, более мягкий и округлый по сравнению с ходзитя, некоторые находят в нём сходство с китайскими улунами сильного прогрева. Как и ходзитя, Мимасака бантя содержит мало кофеина, меньше бодрит и меньше раздражает желудок в сравнении с зелёными чаями. Заваривать Мимасака бантя рекомендуется длительным настаиванием, а ещё лучше его варить.

Я написал этот короткий пост главным образом для того, чтобы ещё раз напомнить, что границы между видами чая довольно условны, и есть немало чаёв, сочетающих в себе элементы технологии разных видов. Мимасака бантя трудно однозначно отнести как к зелёным чаям, так и к хэйча. Сырьё у него типичное для хэйча и куротя – летнее, зрелое; сминания и скручивания как отдельной операции у него нет; сушка у него низкотемпературная, в идеале – на солнце; но это не просто сушка, чай неоднократно увлажняется, и имеет место постферментация, но очень лёгкая, кратковременная (тем не менее, она всё же играет роль в формировании аромата и вкуса – по отзывам, разница с кёбантя хорошо заметна); наконец, заканчивается всё прогревом уже полностью высушенного чая, что ассоциируется скорее с улунами и жареными зелёными чаями, хотя встречается и у китайских хэйча – но не у японских куротя.

Если же отвлечься от китайской системы понятий, то можно сказать, что Мимасака бантя – своего рода промежуточное звено между куротя (батабататя, авабантя, гоиситя и исидзутикуротя) и кёбантя, который, в свою очередь, можно причислять к зелёным чаям (поскольку это фиксированный пропариванием чай, не проходящий постферментацию), а можно отделять от них (поскольку он не проходит сминания).

Как видите, всё немного сложнее и интереснее, чем кажется на первый взгляд.

Мимасака. Храм Тё:фукудзи.


Мимасака. Юногō – храм с горячими источниками.


Пропаривание.


Раскладывание для сушки.


Увлажнение отваром.


Сушка.


Прогрев после сушки.


Мимасака бантя в сухом виде (бывает и светлее).


Настой Мимасака бантя (бывает и светлее).

Источники — http://sommelier-the-japonais.blogspot.com/2018/04/mi.. , https://www.myjapanesegreentea.com/mimasaka-bancha , http://www.teacompany.jp/mimasaka-bancha-iz-okayamy/ и др.

24 апреля 2020 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *